Притчи и легенды гор

Вы любите путешествовать? И явно Вы стремитесь к познанию мира? А что лучше всего расскажет о культуре региона? Конечно, сказания, легенды, притчи... И давайте прикоснемся к этому миру повествований.
Александр Дюма - выдающийся французский драматург, романист, поэт, писатель, сказочник, биограф совершил путешествие по Кавказу в 1858-1859 гг. в своих записках "Кавказ" приводит услышанную легенду об образовании современного горного края:

В стародавние времена жил да был на самой высокой из гор Кавказа - тогда ещё гряды ровных, зелёных холмов - отшельник. И повадился к нему ходить в гости дьявол. Безжалостно мучила нечистая сила старца - не было у отшельника ни дня покоя. И обратился отшельник за помощью к Богу, и разрешил ему Бог проучить хорошенько исчадие ада.
Отшельник раскалил на огне добела клещи и стал ждать, когда появится дьявол. Как только дьявол подошёл к хижине и, как всегда, просунул в неё голову, чтобы испугать своим мерзким видом отшельника, ловкий старец схватил нечистую силу за нос раскалёнными клещами.
Дьявол взвыл от боли и принялся в ярости топать ногами и хлестать всё вокруг хвостом. И такой величины был у него хвост, что вздыбил он всю землю от Анапы до Баку.
Каждый удар хвоста, обезумевшего от боли дьявола, прокладывал в некогда аккуратных, ухоженных Богом холмах пропасти и стремнины, разрезал расщелинами плодородные долины и вздымал до небес целые горы. Таким - в живописном беспорядке - остался Кавказ во веки веков, вплоть до наших дней...
P.S. Данная легенда ярко и широко показывает победу добра над злом.
- - -
КАВКАЗСКАЯ ПРИТЧА. ХРАБРЫЙ МАЛЬЧИК
Жил-был мальчик. Пошел он в лес. Гулял-гулял и заблудился. А было это высоко в горах. Искал-искал дорогу и устал. Сломил он себе крепкую палку и дальше пошел. Шел-шел и лег под куст отдохнуть. Вот он лег отдохнуть и видит: по большому дереву громадная змея ползет. А на дереве гнездо, а в гнезде птенцы. Как увидели птенцы змею, закричали они, заплакали: «Помогите! Помогите!» Но никто не пришел к ним на помощь. А змея шипит, пасть разинула, язык высунула. Лезет все выше подползает все ближе... Мальчик очень испугался, а потом пожалел птенцов взял свою крепкую палку, размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась и как прыгнет на мальчика. Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик бились очень долго, но мальчик победил. Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лег под куст и уснул, потому что очень устал.
Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрятались, звезды тучами укрылись. Это, широко махая своими могучими крылами, прилетела чудо-птица к своим птенцам. Увидела она мальчика, страшным клекотом заклекотала:
- Ччеловекк, ччеловекк! Рразорву еггго!
- Мама, мама, - заплакали птенцы, - этот человек змею убил, нас накормил! Тогда чудо-птица опустилась на землю и распростерла над мальчиком свое широкое крыло, чтобы ни ветер, ни дождь ему спать не мешали.
Утром храбрый мальчик проснулся, увидел над собой большое крыло и заплакал.
- Не бойся, - сказала ему чудо-птица. Ты моих детей спас, я для тебя теперь что хочешь сделаю.
- Отнеси меня домой, - попросил мальчик.
- Садись ко мне на спину, обними за шею. И чудо-птица подняла мальчика высоко, унесла далеко и опустила на крышу его родного дома.
- - -
КАВКАЗСКАЯ ПРИТЧА. ОХОТНИК И СОЛОВЕЙ
В одном городе жил охотник. Он никогда не возвращался с охоты без добычи, так как был хорошим стрелком. И жители города очень уважали его. Однажды охотник не сумел настрелять дичи. Подумал он: «Если я вернусь ни с чем, все увидят это и перестанут меня уважать. Пойду-ка я дальше, может быть, что-нибудь попадется, иначе стыдно возвращаться».
Охотник пошел дальше и вдруг видит: на колосе пшеницы сидит красивый соловей и поет чудесную песню. Охотник поднял ружье и прицелился. Соловей увидел охотника, испугался и, прервав свою песню, сказал дрожащим голосом:
— Настал мой конец. Эй, охотник! Что ты думаешь делать?
— Думаю тебя убить! — ответил охотник.
— Я знаю, что твоя рука верно бьет в цель, и поэтому убежал из тех мест, где ты охотился. Мое тело слишком мало, мое мясо ни на зубы, ни на язык тебе не попадет, не убивай меня. Оставь меня резвиться на цветах, петь и радовать сердца людей. Охотник сказал:
— Эй, соловей! Твои слова хороши, но я тебя хочу убить не для еды. Я всегда возвращаюсь в город с добычей, а вернуться ни с чем для меня позор.
И соловей ответил ему:
— Тогда наберись терпения, я дам тебе три наставления, а потом можешь убить меня.
— Ну, говори, соловей, послушаю твои советы.
И соловей сказал:
— Не верь тому, во что нельзя поверить. Не жалей о том, что сделал. Не протягивай руку туда, куда дотянуться не сможешь.
Услышав эти слова, охотник опустил ружье. Ему понравились советы ее соловья, и он сказал:
— Я дарю тебе жизнь. Соловей взлетел на ветку высокого дерева и сказал:
— Эй, человек! Я обманул тебя. Мне смерть не страшна. У меня в желудке есть драгоценный камень величиной с гусиное яйцо. Семь царей вместе не смогут купить его. Я думал, о том, что этот драгоценный камень может попасть в руки такого человека, как ты.
Охотник схватился за ружье и стал целиться, но не мог различить листьями соловья, хотя и слышал его голос. Тогда он бросил ружье и лез на дерево. Когда он поставил ногу на тонкую ветку, ветка сломалась охотник свалился на землю и сильно ушибся. Тут он начал стонать и звать соловья:
— Ой, милый соловей, помоги мне!
Соловей прилетел, опустился рядом с охотником и сказал:
— Эй, охотник! От всех бед есть лекарство, но для тебя нет его.
— Почему? — спросил охотник.
— Я дал тебе три наставления, но ни одно из них не пошло тебе впрок. Я с трудом проглатываю пшеничное зерно, а ты поверил, что у меня желудке драгоценный камень, да еще с гусиное яйцо. Я тебе сказал: если что-нибудь сделал, не жалей. Ты подарил мне жизнь, а когда я сказал о драгоценном камне, ты пожалел. Забыл ты и третий совет — не протягивай руку туда, куда дотянуться не можешь. Я держусь на тоненьких стебельках колоса, на тоненьких веточках, а ты полез за мной на дерево, поймать меня? Тебе самому нужно многому научиться.
- - -
ЛЕГЕНДА КАВКАЗА. ПРИТЧА О ГВОЗДЯХ
Жил-был один очень темпераментный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из забора по одному гвоздю.
Шло время... и пришел день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический. Настоящих друзей не бывает много. Они умеют развеивать твое плохое настроение и помогают в трудную минуту. Они готовы выслушать тебя и открыть тебе свое сердце. Ты мой друг, и для меня это большая честь. Прости меня, если я когда-нибудь оставил дыру в твоем заборе.
- - -
ЛЕГЕНДА. СЧАСТЬЕ, УМ И БОГАТСТВО
Заспорили однажды между собой Счастье, Ум и Богатство.
- Я важнее всех, - похвалялось Богатство.
- Без счастья и богатство ни к чему,- возражало Счастье.
- Если ума нет, не поможет ни богатство, ни счастье,- сказал Ум.
Долго спорили они, а потом решили проверить: кто из них прав.
Отправились они странствовать по свету и вскоре повстречали бедного джигита, который сеял на своем маленьком поле кукурузу.
Остановились Ум, Счастье и Богатство.
- Пусть поле бедняка покроется золотом! - повелело Богатство.
И тут же покрылось все поле бедняка золотыми самородками.
Но Ум, чтобы доказать свое могущество, взял и покинул бедняка. И
лишился бедняк ума своего. Увидел он золотые самородки и решил, что это простые камни.
- Беда у меня: на мое поле выпал град из камней! - побежал с криком он по аулу.
Первым джигит повстречал богача бая . Что-то встревожен мой сосед. Поеду-ка я погляжу, что там стряслось? - подумал бай и скорее поехал в поле. Приехал и увидел золотые слитки. Но не подал бай виду, позвал хозяина поля и говорит:
- Так и быть, земли у меня много, выручу я тебя. Ты возьми самое лучшее мое поле, а я возьму твое, с камнями.
Обрадовался джигит, что променял свой клочок на хорошее поле. Собрал бай все золото и увез на арбах, а бедняк стал пахать новое поле.
Тогда Счастье, чтобы показать свое могущество, глянуло на бедняка и сказало:
- Будь счастлив!
Откуда ни возьмись, подъехал к джигиту отряд воинов.
- Мы давно ищем себе предводителя,-сказали воины.- Просим тебя, будь нашим предводителем.
Джигит по глупости (ум-то к нему не воротился) не знал, что сказать,
только головой кивнул. Тогда воины дали ему серебряную кольчугу, опоясали драгоценным оружием, посадили на вороного скакуна и увезли с собой. Таким выглядел джигит молодцом, что и узнать нельзя!
Остановился отряд на ночь в ауле того самого бая, что поменял свое поле на клочок земли бедняка. А у бая была дочь, красавица из красавиц.
- Давайте женим нашего начальника на дочери бая! - порешили воины и послали к баю сватов.
Бай согласился, и джигит сделался женихом его дочери. Созвали народ повеселиться на пиру, будущего зятя посмотреть. А джигит
рта не раскрывает да как-то странно по сторонам озирается.
Так он сидит день, другой, будто воды в рот набрал. Кто из байской
родни ни подойдет к нему, ни заговорит, а он и слова в ответ не молвит.
- Что это он все молчит? - дивится родня.- Может, он и разговаривать не умеет?
На третий день уже и сам бай рассердился. Видят Богатство и Счастье, что дела плохи, стали Ум просить:
- Вернись к джигиту!
Послушался Ум, вернул бедняку рассудок. Как раз в это время пришел бай и захотел поговорить.
- Скажи, джигит,- попросил он,- отчего ты все молчишь?
И тут, на удивление всем, джигит заговорил:
- Когда я был еще ребенком, напали на наш аул враги. Все жители
поднялись в защиту - и мужчины, и женщины. Но отважнее всех сражался юный джигит - он один почти всех врагов одолел. А когда кончилась битва, оказалось, что тем юным джигитом была девушка, переодетая в мужское платье. Вот я и молчал, два дня, все думал: можно ли считать эту девушку храбрецом наравне с мужчинами?
Обрадовался бай, услыхав, что его будущий зять так складно и мудро рассуждает.
Сыграли они на радостях веселую свадьбу. Забрал джигит молодую жену и уехал в свой аул.
А вскоре опять встретились Счастье, Ум и Богатство. И решили они, что самое главное для человека-ум! Если нет у человека ума, ни богатство, ни счастье ему не помогут.
- - -
УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО.
ФАНТАЗИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ, ИСТОРИЯ И ЭТНОС
Удивительное дело, как мифологические события, преломляясь в обыденном сознании, незаметно переходят грань от фольклорной фантазии к реальным, имевшим быть место событиям. Общеизвестно, что в мифологии северокавказских народов неоднократно упоминается о том, что во время всемирного потопа корабль Ноя причаливал к Эльбрусу.
Так представляя читателям отрывок из поэмы «Нарты», где, в частности, говорится следующее: «Как только творец создал Кавказ и лучший его перл – величественный Эльбрус, то и позволил у подножия этой горы селиться людям; первыми поселенцами был Ной со своим семейством, ковчег которого, после всемирного потопа, остановился на Эльбрусе» , автор делает занимательную ремарку. «Горцы, пишет он, положительно убеждены, что Ноев ковчег остановился на Эльбрусе. Одни указывают на впадину между двумя вершинами горы как на место, через которое прошел ковчег, а другие, более основательно, ссылаются на то, что одному из горцев, выходившему на вершину, удалось найти обрубок как бы обделанного дерева и обрубок этот до сих пор хранится у них как святыня».
Уточнив, что статья была написана в 1879 году, обратимся к другому, чуть более раннему источнику – книге Дугласа Фрешфильда «Путешествия по Центральному Кавказу и Башану, включая посещение Арарата и Тавриза и восхождения на Казбек и Эльбрус», вышедшей в 1869 году в Лондоне в издательстве «Лонгман, Грин и Ко» . Книга эта по большому счету и открыла европейской публике Кавказ как таковой и его обитателей, в частности жителей Кабардино-Балкарии. Ее автор Д. У. Фрешфильд – тот самый знаменитый англичанин, одним из первых побывавший на Кавказе, проторивший сюда дорогу для горовосходителей всего мира и тем самым начавший новую главу в истории альпинизма, получившую впоследствии название « Альпинизм за пределами Альп».
Дело в том, что члены созданного в 1857 году Английского альпийского клуба, заявившие своей целью «содействовать установлению дружбы между альпинистами, развитию горных восхождений и исследований во всем мире и лучшему познанию гор через литературу, науку и искусство», спустя десять лет покорили практически все пики в Альпах. Тогда они обратились, так сказать, к «чужим» вершинам, направив свой взор на совершенно не исследованный к тому времени Кавказ.
Летом 1868 года сюда отправились экспедиция, в состав которой входили Дуглас Фрешфильд, Каминс Таккер и Адольфус Мур. Они взошли на Казбек и Эльбрус (на Восточную вершину с проводником-французом и двумя местными жителями – Ахией Соттаевым и Дячи Джаппуевым), побывали в Осетии и Сванетии, в Балкарии, вершины которой буквально потрясли англичан. Невозмутимый до сей поры англичанин, пораженный величием увиденных пятитысячников, воскликнул: « Как жаль, что Коштан-тау и Дых-тау ниже Эльбруса, именно они достойны носить титул настоящих короля и королевы Кавказа».
До последнего времени эта работа знаменитого альпиниста, как и другая – «Исследование Кавказа Дугласа Фрешфильда» (1896 Лондон, Нью-Йорк, издательство Эдварда Арнольда) не были известны русскоязычному читателю. Мы решили восполнить этот досадный пробел, осуществив перевод избранных глав из трудов альпиниста и издав их под общим названием «Исследования Кавказа».
Эта короткая справка видится уместной, потому что в означенном труде есть сразу два момента, имеющих отношение к рассматриваемой нами теме. Первый – это пассаж, приводимый альпинистом. Вот он: «Таубии не знали об Арарате. Они лишь знали легенду, по которой кавказская гора связана с Арменией. Согласно местному преданию, ковчег зацепился за вершину Эльбруса прежде, чем остановился на Арарате. Верная оценка схожести высот этих двух гор действительно могла быть использована как довод в правдивости этой истории. Если ко всему этому подойти с общим признанием, мы готовы с радостью отказаться от риска иметь честь первыми взойти на Эльбрус в пользу команды ковчега, или, как весело произнёс Франсуа, «La famille de Noah». Уточним, что в переводе с французского данная фраза звучит как «Семейство Ноя». Это, кстати, и есть второй интересный момент.
Представленный выше материал принадлежит В. Котлярову, который имеет свое издательство в Нальчике. И этот материал передает интересный взгляд самого автора статьи и взгляд Дугласа Фрешфильда на первых восходителей в данном регионе из этносказаний. И кто знает? Может в будущем на Кавказе сложат легенды о нарте Дугласе, или о современных нартах-горовосходителях. Они достойны, сильны. И одеты они в доспехи, которые уже стали более современными. И современные нарты очень любят звон железа-снаряжения.
А пока в прикрепленном ниже файле (Песнь. Шевай) предложим для чтения две песни из фольклорного сборника эпических сказаний карачаевцев и балкарцев.
- - -
ЛЕГЕНДА О ВЫМПЕЛЕ АЛЬПЛАГЕРЯ «БЕЗЕНГИ»
Один достойный человек, который гостеприимно встречает каждого путника в кабинете директора, однажды придумал дизайн вымпела альпбазы «Безенги». Простое оформление, но с глубоким смыслом. В простоте заложена мудрость. Приобретают этот вымпел достойные.
В один из дней вымпел альплагеря «Безенги» был поднят Абдул-Халимом Ольмезовым – достойным из достойных на Эверест – вершину мира. Это символ стремления, мужества, силы, преодоления себя, символ дружбы альпинистской связки, символ любви и преданности родному краю, где дорогие и близкие люди ждут возвращения достойных с олимпов вершин.
Каждому, кто приобретет вымпел альплагеря «Безенги», будет сопутствовать удача на любом жизненном пути, в стремлении к вершинам и познанию. И каждый в жизни должен покорить свой Эверест.
- - -
ЁЗДЕН АДЕТ: Этический кодекс карачаево-балкарского народа. Сост., предисловие и комментарий М.Ч. Джуртубаева. - Нальчик: Эльбрус, 2005. - 576 с.

Этический кодекс «Ёзден Адет», передаваясь от поколения к поколению, изменялся и оттачивался, став нравственным законом, определявшим и регулировавшим народную жизнь. В настоящей книге систематизированы положения и установления «Ёзден Адет», до последнего времени существовавшего в устной форме, выявлены и описаны онтологические его корни.
Сегодня, когда все сильнее угроза обезличивания и утраты национальных духовных ценностей, идейных и
моральных ориентиров, выход в свет жемчужины культурного наследия карачаево-балкарского народа с комментариями как нельзя своевременен.
Читать книгу: http://www.elbrusoid.org/upload/iblock/c08/OzdenAdet.pdf