Этноэкология
Этноэкология — это наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нем в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом.
В качестве направления в природоохранной деятельности этноэкология выявляет и пропагандирует традиции неразрушающего природопользования; выявляет культурно обусловленные причины природоразрушающего поведения человека и возможные методы коррекции.
В качестве направления в педагогике этноэкология использует сбор и изучение информации о традиционной культуре для воспитания эко-ориентированного типа личности; изучает и использует опыт, который был наработан веками.
Давайте прикоснемся к миру природы, природоохраны, рационального природопользования через мир балкарской культуры.
- - -
Кязим Мечиев - лучший поэт, просветитель и мыслитель балкарских гор, основоположник балкарской поэзии и литературного балкарского языка повествует нам о своем друге:
МОЕМУ ПСУ
Мой пес, приятель в черной шкурке,
Тебе тепло без горской бурки.
Ко мне ласкаешься, любя,
Я никогда не бью тебя.
Ты стадо сторожишь на славу,
Тебе мерзавцы не по нраву,
Как я, не терпишь ты врагов –
Двуногих мерзостных волков!
Дружу я много лет с тобою,
Мы общей связаны судьбою.
Ты много света мне принес.
Мой черный пес, мой добрый пес!
На недругов моих ты лаешь,
А мне спокойных дней желаешь,
Ты в кузне у меня, как друг, -
И пусть бушует дождь вокруг!
Ты за меня, презревши робость,
В огонь пойдешь и прыгнешь в пропасть,
Я вижу, как тосклив твой взгляд,
Когда и я тоской объят.
Из-за меня страдал, бывало,
Моих стихов узнал немало,
Умнее, чем знаток иной,
О них беседовал со мной.
Хозяин твой не князь, а нищий.
Тебе он не жалеет пищи,
Стихи поет и сталь кует,
Собаку никогда не бьет.
Ты заслужил вот эти строки,
Мой черный пес, мой быстроногий!
Бесчестным, злым внуши испуг.
Мой черный пес, мой верный друг!
- - -
В экологии на первом месте всегда стоит культура. Только благодаря культуре и нравственности можно успешно осуществлять дело охраны окружающей среды.
Этический кодекс «Ёзден Адет», передаваясь от поколения к поколению, изменялся и оттачивался, став нравственным законом, определявшим и регулировавшим народную жизнь. В настоящей книге систематизированы положения и установления «Ёзден Адет», до последнего времени существовавшего в устной форме, выявлены и описаны онтологические его корни.
Сегодня, когда все сильнее угроза обезличивания и утраты национальных духовных ценностей, идейных и
моральных ориентиров, выход в свет жемчужины культурного наследия карачаево-балкарского народа с комментариями как нельзя своевременен.
- - -
- - -
Статьи опубликованы в сборнике IV Всероссийской конференции учителей «Проектная деятельность в школе: мотивация, содержание, методики» 02 – 07 марта, 2017 г., Сочи, проводимой при поддержке:
- НП «Содействие химическому и экологическому образованию»,
- Образовательный центр «Сириус»,
- Химический факультет МГУ имени М.В Ломоносова,
- Московский технологический университет,
- Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи,
- Общероссийское общественное движение «Исследователь»,
- Журнал «Химия и жизнь»,
- Оздоровительный комплекс «ДАГОМЫС».
Статья: "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ" - стр. 335
Статья: "УРОК НЕ ЗА ПАРТОЙ" - стр. 349