ФОТОГРАФ ИЗ ЗАПОВЕДНОЙ СТРАНЫ

-

В конце XIX века итальянец Витторио Селла, Вилем Хекель из Чехии, Мориц фон Деши из Венгрии осваивали район Безенгийского ущелья. В наследие они оставили альбомы с уникальными фотографиями, которые несут эстетическую, научную, познавательную ценности. Труд фотографов тех лет был тяжелый, можно себе только представить вес оборудования для фотосъемок. А еще нужно было подниматься на порядочные высоты. Для облегчения труда Витторио Селла придумал особый рюкзак.
А был ли в нашей стране подобный фотограф, который ходил с тяжелым оборудованием? Был. Это Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер (1917 – 2016 гг.). Обратите внимание на годы его жизни, достойный жизненный путь. Он был человеком из той эпохи, когда люди стремились первыми подняться на Эверест, стремились пересечь Северный полюс. Он стал опытным путешественником, альпинистом, первым и троекратным чемпионом СССР по горным лыжам, первым человеком, поднявшимся на Эльбрус и спустившимся с него на лыжах.
Вадим Евгеньевич по образованию скульптор. Закончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. Он по праву считается легендой отечественной пейзажной фотографии. Его фотографии завораживают особой тонкостью ощущения природного мира, сочетая в себе живописную художественность и академическую достоверность.
Вадим Штрих - основатель и руководитель национального фотоархива «ГеоФото» о творчестве Вадима Евгеньевича Гиппенрейтера написал: «Это пример абсолютно национального культурного наследия фотохудожника, всю жизнь посвятившего одной идее - идее красоты и разнообразия великой страны, в которой он жил. От самых дальних уголков Камчатки, самых высоких среднеазиатских гор, до леденящих побережий северных морей фотограф старался запечатлеть узнаваемые образы природы России и красоту ее состояний, что сближает его работы с лучшими живописными произведениями русских художников-классиков».
О себе Вадим Гиппенрейтер рассказывал: «Работаю все время, собираю «свою» заповедную Россию: нетронутую природу, памятники архитектуры XII - XVIII веков, органично вписанные в окружающий ландшафт… Снимаю природу, потому что по своему восприятию я - биолог. Большую часть жизни прожил под открытым небом… С ранних лет бродил и ночевал в лесу, в непогоду разводил костры, встречал рассветы у реки, ожидая пробуждения рыб, гипнотизировал поплавок удочки, едва видный в предрассветном тумане… Многие из нас в молодости пытаются доказать себе, что способны на преодоление необычных ситуаций. Для меня такой ситуацией была автономная жизнь в лесу. Вскоре понял, что убить зверя или птицу, использовать грибы, ягоды могу, но зачем? Все обернулось более сложной задачей: надо снимать то, что видишь, превращать увиденное в зримые образы. Вот и снимаю всю жизнь природу».
В архивах «ГеоФото» сохранились уникальные фотографии Вадима Евгеньевича Гиппенрейтера из Безенгийского ущелья 1955 года. У европейцев есть Витторио Селла, Вилем Хекель, Мориц фон Деши, а у нас есть наследие Вадима Евгеньевича, которого правительство нашей страны наградило орденом Почета.
Идея Вадима Гиппенрейтера, что природа Заповедной России – это общенациональное достояние, является ключевой в творчестве профессионала. И с уверенностью можно сказать, что ни оному другому живописцу или фотохудожнику не удалось так глубоко и разнопланово реализовать эту тему в своем творчестве. Тонко чувствовать мир искусства и природной красоты. С этим нужно родиться или научиться через культурное и природное познание.
- - -
Статья составлена по материалам «ГеоФото» - Национального фотоархива: geophoto.ru
Авторские права на фотографию принадлежат Вадиму Евгеньевичу Гиппенрейтеру и «ГеоФото» - geophoto.ru
Если Вы заинтересовались творчеством Вадима Евгеньевича Гиппенрейтера, то на его официальном сайте Вы можете узнать подробнее об его искусстве: http://russia-maritime.ru/vg