ЗЕМЛЯ САННИКОВА, ГДЕ ТЫ?

-

Эх, человек, человек...
Чего тебе дома не сидится?
Зачем по Земле идёшь, человек?
Зачем вся жизнь твоя в дороге?..

Цитата из фильма "Земля Санникова"

Режиссёры фильма: Альберт Мкртчян, Леонид Попов.
В ролях: Владислав Дворжецкий, Олег Даль, Юрий Назаров, Георгий Вицин, Махмуд Эсамбаев, Николай Гриценко, Геворк Чепчян, Петр Абашеев, Турсун Куралев.
- - -
Земля Санникова - остров-призрак в Северном Ледовитом океане. По легенде, он находится к северу от Новосибирских островов, некоторые исследователи даже видели его, но найти этот загадочный остров так и не удалось...
Герой фильма, созданного по мотивам одноименного романа Владимира Обручева, ссыльный Ильин, отправляется в экспедицию. Именно ему предстоит открыть остров, который целый век будоражил воображение исследователей Русского Севера…

А как же происходили съемки фильма?
Из воспоминаний Наталии Дадали - филолога, КМС:

"Если вы читали в школьном возрасте «Два капитана» Вениамина Каверина, то безусловно согласитесь, что сюжет фильма «Земля Санникова» очень близок к сюжету романа, и этот сюжет никогда не терял своей популярности. Романтика дальнего путешествия, открытия, приключения, опасности и, наконец, успех волновали всех, а тем более нас – больших любителей путешествий и опасностей. Фильм иногда идет по телевидению, радуя старшее поколение и удивляя младшее. На фоне нынешней «чернухи» он воспринимается как добрая старая сказка. И хочется надеяться, что сюжет не умрет и вдохновит многих авторов на создание романов и фильмов. А молодых зрителей потянет к путешествиям и приключениям...

Когда доводится бывать в Выборге, подхожу к Часовой башне, что недалеко от порта и смотрю с грустью, как поблескивает на солнце титановый крюк Володи Балыбердина, забитый им в том далеком июне 1972 года, когда все мы были молоды, и Володя был улыбающимся, энергичным второразрядником, всегда готовым залезть на любую стену.
Все случилось неожиданно. В тот солнечный день мы тренировались на Выборгских скалах на берегу залива. До отъезда в горы оставалось чуть больше месяца, и никто не ожидал «Колокольню».
Выбрано место для съемок - Часовая башня в Выборге. Съемки займут 3-4 дня. И хотя режим тренировок был у нас очень напряженным, все мы работали, только выходные были в нашем распоряжении, мы согласились. И никогда не пожалели об этом. Нас было семеро: Павел Рапопорт, Леонид Трощиненко, Юрий Горенчук, Владимир Мясников, Владимир Балыбердин, Часов Эдуард и Часова Наталия. Съемки заняли 8 дней – конец мая и почти все выходные июня.
После небольшой перепалки с инженером по технике безопасности – очень серьезным и ответственным человеком (он предлагал нам в качестве страховки батут, который должны были доставить из Москвы специальным вагоном!), мы заключили со студией договор об обязанностях той и другой стороны, включавший пункт: «Альпинисты несут полную ответственность за соблюдение норм и правил техники безопасности».
По фактуре главных героев режиссер Альберт Мкртчян определил, что Олега Даля дублирует Володя Мясников, а Владислава Дворжецкого — Эдик Часов. Мы, все остальные, должны были обеспечить подъем Володи по башне до решетки в верхнем окне и встречу его там с Эдиком.
Мы легко распределили обязанности: Мясников и Часов – дублеры, Рапопорт и Трощиненко отвечали за всю схему страховки внутри башни и снаружи, Володя Балыбердин и Юра Горенчук несли ответственность за состояние стены, нужно было подготовить карнизы, очистить их от свободно лежащих камней, вбить там, где нужно крючья, опробовать их. Ну, а мне досталось общее руководство и почетное право отпирать и запирать башню во время съемок. Очень было жаль расставаться с огромным ключом от этой башни после окончания съемок!
Подготовка к съемкам началась с того, что каждый из нас полазил по этой башне всласть, вверх и вниз. Древняя башня XII века, сложенная из громадных гранитных валунов в нижних и старинного кирпича в верхних этажах, увенчанная стройной башенкой с часами XIX века, продолжающими до сих пор ходить. Удивительный часовой механизм внутри башни, где гиря опускалась с верхнего этажа до земли, а шаткая лесенка для часовщика поднималась от земли до самого верха. Для нас это были необычные ощущения – ведь так просто, без специального разрешения по городским башням не полазишь! Побегав по карнизу второго яруса к ужасу инженера по технике безопасности, который не понимал и не видел нашей страховки: тросика, веревок, карабинов, схватывающих узлов, и определив объем работ и количество снаряжения, мы были готовы.
Сложностей, правда, ожидалось немало… Крестовский в фильме поднимается по стене башни без страховки и с завязанными глазами. Мясникову нужно было обеспечить верхнюю страховку. Мы решили использовать для этого 3 мм тросик (веревка была бы отчетливо видна), но надо было, чтобы он не отблескивал и не ложился в кадр. И если в кадрах дальнего плана его практически не было видно, то кадры ближнего плана требовали тщательной совместной работы с оператором. Оператор был профессионал своего дела, и многое удавалось делать с ходу. Но на башне было два карниза, что давало отрицательные углы («отрицаловку»), а надо было создать видимость естественного ловкого лазания. И вот тут Володя Мясников показал высокий класс профессионального скалолаза: страховочная обвязка у него находилась под кружевной рубашкой с причудливым галстуком, трос проходил между двумя пуговичками, штаны неудобные узкие, сапоги XIX века с каблуками, но видели бы вы, как вдохновенно и красиво не лез, а шел он по стене, изображая отчаянного и ловкого юнкера, который не дорожит своей жизнью. Не только мы, но все, в том числе и Олег Даль, любовались его работой.
Сложнее было с Владом Дворжецким. Нет, не с его героем, а именно с Владом-актером. Его герой должен был в заключительных кадрах эпизода достаточно далеко высунувшись из окна верхней башенки, протянуть руку повисшему на решетке Крестовскому, сказать свой текст и втянуть его в окно. Для начала Влад категорически отказался от того, чтобы его дублировали: «Я в Красноярске на столбах ходил и не такие маршруты». Но на него насели режиссер, все его помощники, директор картины, и он сдался. Главным аргументом была недавняя гибель одного актера, который в фильме все опасные трюки выполнял сам. Единственное, что позволено было Дворжецкому и Далю – подняться по шаткой лесенке внутри башни до верхней площадки над часами и полюбоваться на Выборг сверху.
К тому времени, когда мы стали «каскадерами», съемки разных эпизодов шли во всю. Часть из них вошла в фильм, а часть остались за кадром. С большим интересом мы читали сценарий фильма. Это огромный «гроссбух», в котором на каждой странице в виде таблиц тщательно описан каждый эпизод: кто в нем занят, в чем суть мизансцены, какой задействован реквизит, кто за что отвечает и т.д., и т.п.
Съемки фильма, оказывается, сложнейшая работа: вот все на месте, все готовы, сейчас щелкнет хлопушка и снимут очередной кадр, как вдруг вопль оператора: «Стоп! Пылинка в камере! - или, - Солнце не с той стороны». Было и так, что отсняв часть, вдруг обнаруживали, что часы на башне показывали абсолютно разное время в последовательных кадрах подъема по башне.
Самое знаменательное, как мне представляется сейчас, заключалось в том, что участвуя в этой киношной жизни – легкой, веселой, бесшабашной со своими шуточками, розыгрышами, мы не испытывали не малейшей зависти. Я думаю, если бы мы пришли в их мир из будничной серой жизни обычных обывателей, мы наверняка бы испытали эту зависть к этому постоянному празднику. Но мы пришли из своей альпинисткой жизни – яркой, напряженной, необычной. Судя по вниманию, с которым они слушали нас и исполняли все наши требования, интересу ко всем нашим профессиональным терминам и шуточкам, постоянным расспросам о наших планах в горах, скорее они испытывали зависть! Еще бы – у них все понарошку, а у нас все всерьез!
И поэтому, очевидно, рассказали нам о своих дальнейших планах – оказывается, после Выборга они собирались ехать снимать арктические эпизоды с торосами на Эльбрус. Мы им объяснили, что на снежных полях Эльбруса торосы трудно встретить и посоветовали ехать в Безенги в район ледника Мижирги. Они последовали этому совету и в фильме вы видите, как герои преодолевают торосы на ледниках Безенги".
- - - - - - - - - - - -
В публикации использовались материалы:
- Культура.рф
- Альпинисты Северной Столицы

Фильм "Земля Санникова" уже давно стал классикой отечественного кинематографа.
Песня «Есть только миг, за него и держись…» известна по всему миру.
На просторах Интернета Вы легко найдете фильм для просмотра.